Ротонда на Гороховой

Адрес: г. Санкт-Петербург, Гороховая ул., 57
Год постройки: 1780-1790, 1856
Архитектор: Ферри де Пиньи Е. И.
Стиль: Классицизм
4.5 5.00 1
Едва ли почетный Алексей Васильевич Квасов, главный архитектор Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга, руководящий в конце 18 века генеральной застройкой, мог предположить, что его посмертная слава будет связана с обыкновенным доходным домом, возведённым на углу Гороховой улицы и реки Фонтанки. Да ещё какая слава - два столетия спустя в доме с круглым подъездом-ротондой будут тайком собираться молодые бунтари и свободные художники всех мастей, а саму ротонду назовут Центром мироздания, порталом в параллельное пространство, лестницей Дьявола и тому подобным.
 
Впрочем, еще до наступления эпохи «русского рока» с трехэтажным домом на углу Фонтанки и Гороховой, традиционно выкрашенным в зеленый цвет, были связаны таинственные слухи легенды. Говорили, что этот дом избрали для своих собраний петербургские масоны. До сих пор широко распространено мнение, что именно там посвящали в «вольные каменщики» героя «Войны и мира» Пьера Безухова, хотя текст романа не даёт прямых указаний на этот счет.
 
В 1860-ые гг. этот неприметный снаружи особнячок выкупил для своих нужд известный танцмейстер К.М. Марцинкевич, организовав там «Танцкласс Марцинкевича», более известный как «Марцинки». С тех пор, в доме с ротондой беспрерывно сменяли друг друга различные «вертепы увеселения»: «Танцкласс Марцинкевича», «Общедоступный зал Александрова», «Увеселительный зал Тумпакова» и «Концертный зал Варьете», просуществовавший вплоть до закрытия декретом 1918 года.
 
В начале века напротив Варьете, на другой стороне Гороховой улицы, в доме №64 обосновался сам Григорий Распутин. По городу сразу же поползли слухи о диких оргиях в его особняке, о сокровищах, спрятанных в подвале, о тайных визитах высокопоставленных особ, а дом с ротондой, как утверждали некоторые очевидцы, старец иногда заходил «просто поколдовать». Впрочем, существует и другая версия - сластолюбивый Распутин якобы захаживал туда в подпольный публичный дом.
 
Дурная слава «Марцинок» не помешала новой власти после революции переселить туда храм Сретенья Господня, занимавший до этого небольшое здание по соседству. Несмотря на полную неприспособленность помещения для церковных нужд, службы в храме продолжались вплоть до его закрытия в конце 1920-х гг.
 
Статус и славу культового места дом с ротондой получает в конце советской эпохи - первыми, кто обрел приют в круглой парадной, были немногочисленные неформалы 1970-х - начинающие питерские рок-музыканты, местные и заезжие хиппи, завсегдатаи «Сайгона» и прочая контркультурная братия.
 
Коллективная память питерской Системы любовно хранит список имен легендарных посетителей Ротонды - Башлачева, Кинчева, Янки, Цоя, Шевчука, музыкантов групп «Пикник», «Аукцион» и пр., но где здесь правда, а где вымысел, без тщательного анализа мемуарных источников разобраться сложно. Многие ветераны питерского андеграунда c ностальгией вспоминают времена расцвета Ротонды, когда туда можно было прийти в любой момент, и встретить теплый прием компании, где непременно окажется кто-нибудь знакомый, погреться, узнать новости, послушать, как играют и поют очередные музыканты, разжиться сигаретой, пивом, а то и косячком, вступить в бесконечные разговоры о смысле жизни и расширении сознания...
 
Тогда-то этот дом и получил своё иронически-патетическое название «Центр мироздания», отражающее статус и функцию Ротонды как центра выработки и распространения важной информации «для своих». «...Здесь есть энергетический столб — сквозь нее идет, посередине. И есть такие люди — они все знают, что там происходит. Все, что говорят там — знают..." - вспоминают обитатели Ротонды. С тех пор важнейшим элементом культурного пространства Ротонды стали надписи, густо покрывающие её стены. Короткие и длинные, в стихах и прозе, ёрнические и романтические, трагические и шутливые – они создавали неповторимое живое многоголосие Системы, нередко вступая в диалог друг с другом:
 
Но стены белы, как вновь выпавший снег.
О Боже, шептал я перилам, 
быть может, услышу когда-нибудь смех 
гитары и флейты — как было. 
Но стены молчали, в ответ тишина, 
в душе просыпалась тревога. 
О Боже! О Боже! Ведь мне никогда 
здесь не было так одиноко! 
Ты не одинок! Откликнись! Будем ждать тебя. Ира, Маша. 
 
(граффити на стене Ротонды 1988 г.)
 
Часто содержание этих надписей было связано с преданиями и байками Системы, и непонятно непосвященным. Например, в них нередко упоминался некто Третий («А где же Третий?» «Если Ротонда умрет, вы увидите труп в петле этого провода. Третий» «Давай, давай, Третий!» и т.д. (граффити 1987-88 гг.). Но понять, что это за персонаж, можно было только зная историю о двух самоубийцах, которые, якобы повеселись на длинном проводе, свисающем с купола Ротонды, получив посмертно имена Первый и Второй.
 
Разумеется мифы и легенды Ротонды во многом определены необычной внутренней архитектоникой подъезда. Шесть отдельно стоящих колонн, заканчивающихся на уровне третьего этажа купольным перекрытием, обнесенным невысокой металлической решеткой, образуют самостоятельное пространство внутри круглого помещения подъезда, своего рода «второй круг», граница которого незамкнута. От центра ротонды в обе стороны расходятся винтовые лестницы с чугунными перилами, чьи изгибы повторяют изгиб стен. Они упираются в площадку, обладающую странными акустическими свойствами. С площадки слышны малейшие звуки, раздающиеся па лестнице, но не доносится эха. Многие посетители ротонды рассказывают и о необъяснимых преломлениях пространства, утверждая, что тех людей, кто находится внутри круга, образованного колоннами, не видно снаружи.
 
Однако если верить легендам, самые странные деформации претерпевает в Ротонде время. Далеко за рамки неформальной субкультуры вышло поверье о том, что если по винтовой лестнице идти с закрытыми глазами, то не дойдешь до конца никогда - потому что это Лестница Дьявола, ведущая в никуда. Широко известна история о юноше, который, якобы, зашел в подвал Ротонды и вышел оттуда через 15 минут, состарившись на 70 лет.Постепенно Ротонда стала центром притяжения не только для хиппи и рокеров. Теперь круглый подъезд с Ротондой существует в качестве объекта паломничества самых разнообразных посетителей, многие из которых верят в магию Ротонды. Бытующее поверье о том, что она помогает влюбленным привело к тому, что туда потекли толпы желающих написать свой «любовный запрос». Вера в то, что Ротонда является центром мистической петербургской пентаграммы из шести ротонд, сделала её местом поклонения сатанистов и эзотериков и т.д. Любопытно, что если сравнить граффити времен Системы, хранившиеся в воспоминаниях её представителей и архивах антропологов, с современными граффити, то обращает на себя внимание простодушная простота и прагматичность последних: «Хочу секса!», «Хочу денег!», «Хочу Красный диплом!» (граффити 2011-2012 г.)
 
Здравствуй, ротонда, прими свою дочь.
Больше никто мне не в силах помочь.
С болью, которой понять не смогли
Я упаду на ступени твои.
Здравствуй, Ротонда, приют одиноких,
Храм доброты и мечтаний высоких.
Я растворяюсь в твоей атмосфере,
Я за собой закрываю все двери..."
 
(граффити на стене Ротонды, 1988)
 
Автор текста: Инна Сергиенко

Комментарии:
Aвторизоваться с помощью социальной сети:
Авторизоваться с помощью ВКонтакте Авторизоваться с помощью Facebook Авторизоваться с помощью Twitter Авторизоваться с помощью Google+
Комментариев нет, будь первым, добавь комментарий прямо сейчас!